В Бишкеке обозначили основные проблемы водных ресурсов Центральной Азии

Лента новостей

В Бишкеке обозначили основные проблемы водных ресурсов Центральной Азии

В городе Бишкек прошла международная конференция: «Дефицит гидроресурсов в Центральной Азии: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» совместно с ОФ «Green Energy» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

Директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков подчеркнул, что тема водных ресурсов, рассматриваемая на государственном уровне и экспертным сообществом стран Центральной Азии, в ближайшее десятилетие будет оставаться в числе ключевых.

— Учитывая заинтересованность всех стран центральноазиатского региона в решении вопросов, связанных с водопользованием, сегодня в конференции принимают участие эксперты из Казахстана, России и Узбекистана, также с нами на связи находятся специалисты из Северо — Западного университета города Сиань (Китай). Предложение провести масштабное мероприятия, посвященное широкому обсуждению водных вопросов, на площадке нашего Центра в феврале этого года было озвучено секретарем Совета безопасности КР Маратом Иманкуловым, — сказал модератор.

Алмазбек Сокеев, замминистра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР, отметил, что есть много вопросов, которые нужно решать. Он подчеркнул, что Кыргызская Республика делает все возможное.

— За последние годы финансирование увеличено в 7-8 раз на то, чтобы привести в рабочее состояние наши ирригационные сети. У нас около 40% ирригационных сооружений, которые находятся на балансе государства, в нерабочем состоянии. Те сельскохозяйственные каналы, которые находятся на балансе ассоциаций водопользователей и айыл окмоту, 70% нужно ремонтировать и очищать.

За последние полгода государство выделило огромные средства на улучшение системы водоподачи. За последние годы их объем увеличился более чем на 40%. Это говорит о том, что мы стали подавать больше воды населению. Многие каналы, которые были заилены, сегодня очищены и функционируют. Нам нужно провести реконструкцию этих каналов, чтобы минимизировать потери. Если мы это сделаем, мы сможем подать больше воды странам низовья. Это одна из наших задач. Мы с коллегами из соседних стран прорабатываем этот вопрос, у нас есть план по совместной реконструкции наших каналов. Например, с Узбекистаном ведем совместную работу по реабилитации Касанcайского водохранилища и других гидросооружений. С Казахстаном мы буквально на прошлой неделе договорились, что будем совместно очищать БЧК, — рассказал чиновник.

Доктор географических наук, профессор, директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Догдурбек Чонтоев отметил, что важной проблемой является отсутствие экономических принципов межгосударственного водопользования.

— Введя плату за услуги по подаче воды для собственных (внутренних) водопользователей, государствами ЦА совершенно не учтен рыночный механизм оплаты за воду, получаемую с территории соседних государств. Они используют её по-прежнему бесплатно, не возмещая никаких затрат Кыргызстану за обслуживание и эксплуатацию водохранилищ и других ирригационных сооружений межгосударственного использования, регулирующих сток рек и подающих воду в соседние государства, т.е. эти объекты обслуживаются и содержатся только за счет бюджета республики.

При этом надо отметить, что все водорегулирующие и водотранспортирующие сооружения, построенные более полувека назад, находятся в опасном техническом состоянии и представляют реальную угрозу разрушения, выхода из строя, что грозит катастрофой не столько Кыргызстану, сколько равнинным государствам, расположенным в низовьях рек (Узбекистану и Казахстану). В такой ситуации только сообща, при долевом участии всех государств, может быть обеспечена надежная эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, а, следовательно, и гарантированная водоподача, — заметил специалист.

Он также добавил, что в природном отношении Центральная Азия представляет собой единую территорию, единство которой обеспечивается, прежде всего, речными системами — Амударьей, Сырдарьей, Чу, Таласом.

— В советский период конфликтные ситуации между республиками ЦА при использовании трансграничных водных ресурсов практически отсутствовали, поскольку они рассматривались как общегосударственная собственность. После 1991 г. связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены. На повестку дня встал вопрос по разработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также необходимость пересмотра и переоценки нормативных документов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов.

В период формирующихся рыночных отношений между суверенными государствами ЦА сохраняются схемы комплексного использования и положения по вододелению, разработанные и принятые в советский период. Этими документами в разрезе каждой республики устанавливались квоты объемов водозабора, оросительные нормы, площади орошения. В настоящее время такой подход к использованию водных ресурсов для Кыргызстана и Таджикистана, на территории которых формируется практически весь поверхностный сток региона, является неприемлемым, поскольку ограничивает их интересы.

На региональном уровне проблема изменения системы вододеления активно рассматривалась в период с 1994 по 1997гг. В 1997г. была завершена разработка «Региональной водной стратегии», где были даны рекомендациями по разработке современной стратегии вододеления. Однако горные республики — Кыргызстан и Таджикистан, не проявив должной настойчивости, остались на его прежнем уровне. Главной причиной водных разногласий между Кыргызстаном и государствами равнинной зоны (Узбекистаном и Казахстаном) являются отраслевые интересы между гидроэнергетикой и ирригацией. Внутригодовой график потребностей в использовании воды различается для горных и равнинных территорий региона. Кыргызстан заинтересован в значительной выработке электроэнергии в холодный период года, что требует значительных сбросов воды из Токтогульского водохранилища. Равнинные республики, использующие водные ресурсы для орошения, испытывают потребность в воде в вегетационный период. Эти противоречия и являются «камнем» преткновения между странами ЦА.

В связи с возникшим энергетическим кризисом в КР встал вопрос о необходимости более эффективного использования собственных гидроэнергетических мощностей нижне-нарынского каскада ГЭС. Было рассчитано, что если 50% ежегодного объема водных ресурсов, накапливаемых в Токтогульском водохранилище, срабатывать по энергетическому зимнему режиму, то выработку зимой можно увеличить на 2,2 млрд. кВт/час. Однако такой вариант не может использоваться, так как наша страна выполняет обязательства по подаче воды в вегетационный период нижерасположенным государствам в соответствии с действующими Соглашениями. Кыргызстан предлагает Казахстану и Узбекистану компенсировать недовыработку электроэнергии в зимний период в денежном эквиваленте или в виде энергоносителей, что позволит создать условия, при которых Токтогульское водохранилище будет работать в ирригационном режиме, необходимом этим государствам.
На многочисленных официальных встречах представители государств ЦА всех уровней заявляют, что решить проблему гидроресурсов можно лишь с помощью скоординированных совместных действий всех государств. Но, к сожалению, все эти договоренности в основном остаются только на бумаге, поскольку пока каждый преследует только свои интересы, — пояснил Догдурбек Чонтоев.

Профессор подчеркнул то, что каждая страна стремится защищать свои национальные интересы и использовать воду на своей территории, максимально извлекая выгоду для развития своей экономики. Однако, крайне важно осознать важность и необходимость сотрудничества в области использования трансграничных рек, отдавая приоритет коллективным интересам. При этом необходимо поддержание экологического равновесия в бассейнах рек.

В свою очередь Анара Султангазиева, председатель ОФ «Green Energy» заявила, что дефицит воды в Центральной Азии, согласно исследованиям, ожидался к 2030 году. Но, мы его начали сильно ощущать уже с прошлого года.

— В этой связи, Кыргызстану, как главному поставщику гидроресурсов, необходимо на берегу договориться с соседними странами об определении стоимости воды и способов оплаты за нее, а также совместно выработать формы и механизмы компенсации. Вода, к сожалению, не является возобновляемым ресурсом, как солнечная энергия и энергия ветра. И с каждым годом ее становиться все меньше. В настоящее время вода стоит больше чем черное золото (нефть). Если в Европе 1 литр бензина стоит 1,5 евро, то 1 литр питьевой воды европейцам обходиться в 4 евро. А уже лет через 5-10 вода будет стоить дороже самого золота. И если учитывать данные тех же мировых исследований и прогнозов, то к 2040 году во всем мире могут начаться войны за водные ресурсы, исключением не станет и ЦА.

Поэтому, если сейчас мы не решим с соседями вопросы водосбора, сбережения и сокращения потерь, которые достигают 40 %, а также не установим адекватную стоимость ценного ресурса, то конфликта в будущем нам не избежать. И соседние страны должны это понимать и принимать наши условия. Вода не является природным благом, как привыкли считать наши соседи. Вода — это ценный товар и имеет свою стоимость, — высказала свое мнение эксперт.

Политолог, эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что 21 веке у нас появились огромные экологические перемены. Рост численности населения и урбанизации, изменение климата, освоение новых земель и загрязнение окружающей среды ведет за собой изменения в притоках воды, водных путях и водных бассейнах.

— Нехватка водных ресурсов, плотность населения и подушевое потребление ресурсов ведет к засухе и деградации почв и опустыниванию, что мы видим, в частности, на территории стран Центральной Азии. Еще одной причиной нехватки воды станет строительство оросительного канала Куштепа в Афганистане, который будет забирать из реки Амударья почти 60% воды, что несомненно скажется на странах низовья — Узбекистане и Туркменистане.

Центральная Азия в последнее время сталкивается с серьезным водным кризисом, который угрожает не только экономическому развитию, но и жизни миллионов людей. Сейчас численность стран ЦА уже более 75 миллионов человек, и самая густонаселенная и быстро растущая нация наши соседи из Узбекистана, где по последним данным население превысило 35 миллионов. Недостаток как поливной, так и пресной воды из-за изменения климата и неэффективного управления водными ресурсами создают существенные вызовы для стран региона. Особенно это характерно для летнего сезона. Так Казахстан является водо-зависимой страной. Согласно международным исследованиям только около 3 процентов ее территории покрыты водой, остальная часть является засушливыми зонами. Значительная часть водных ресурсов поступает из соседних стран, в связи с чем вопрос использования трансграничных рек для Казахстана является жизненно важным. К 2030 году объем пресной воды может сократиться в 5 раз, что сопоставимо с годовой нормой потребления этой страны. В Кыргызстане также наблюдается дефицит водоснабжения. Нерациональный подход к использованию воды, устаревшая система орошения и водоснабжения также усугубляет ситуацию. Необходимо применять современные технологии водосбережения в быту и промышленности, установить счетчики использования воды, чтобы стимулировать рациональное использование. Необходимо также модернизировать систему орошения на капельный полив.

По данным Всемирного Банка, в более чем 300 селах Кыргызстана никогда не было системы водоснабжения. Еще в 600 — чистой воды нет из-за изношенности водопроводов или остановки работ по проведению водопровода. Всего в стране около 1800 населенных пунктов. Около миллиона кыргызстанцев имеет проблемы с доступом к чистой питьевой воде. В настоящее время 40% населения страны пьет воду из рек, каналов, родников, а также употребляет привозную воду.

Узбекистан оказался на 25-месте в списке 164 стран мира, где имеется дефицит воды. Гидроэнергетические ресурсы Узбекистана составляют всего около 5 процентов всей территории страны, а остальной объем воды поступает с сопредельных государств – с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алтая, от тающих летом снегов и ледников. Основная часть водных ресурсов идет на орошение хлопковых полей. При этом население к 2030 году вырастит почти до 40 млн. человек, что вызовет сокращение располагаемых водных ресурсов. Одним из путей преодоления дефицита пресной воды в Узбекистане является ее экономия на производственные и бытовые нужды, а также прекращение сброса промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых сточных вод во внутренние водоемы. Уже сегодня наблюдается недостаток воды не только для сельскохозяйственных целей, но и для бытовых нужд населения в нескольких областях Узбекистана, — рассказал спикер.

Эксперт по международным отношениям особо отметил, что для решения водного кризиса в странах Центральной Азии требуется срочное и скоординированное действие со стороны всех стран региона, поскольку наиболее эффективным может быть внутрирегиональный формат с участием всех «стейкхолдеров».

— В складывающихся условиях странам региона вероятней всего придется определяться и с наиболее оптимальным внешнеполитическим арбитром, а также гарантом урегулирования водных проблем в ЦА, безусловно, на эту роль будут претендовать стратегические партнеры стран региона. Именно Россия претендует на роль такого партнера. Это обусловлено тем, что Москва не имеет недостатка в гидроресурсах, и не хочет решать свои водные проблемы за счет стран ЦА. При этом российская сторона нацелена на сохранение социально-экономической стабильности в своем приграничье и соответственно готова вкладывать политические и экономические ресурсы в улучшение водоснабжение в страны ЦА.

На этом фоне точкой напряженности в распределении региональных водных ресурсов может стать финансируемый Вашингтоном через ЮСАИД строительства в Афганистане канала Куштепа. Этот проект затрагивает стратегический водные интересы Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана (эти республики могут потерять примерно 20% пресной воды). Причем США не стали проводить консультации с учетом интересов стран ЦА при реализации проекта.

Для борьбы с изменением климата необходимо действовать на национальном и региональном уровнях. Принятие эффективных мер позволит изменить жизнь десятков миллионов людей в Центральной Азии. В этой связи, странам необходимо разработать и реализовать согласованные планы действий, основанные на принципах справедливого и эффективного использования водных ресурсов на основании международного сотрудничества. Начало было положено в прошлом году, когда три страны Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан подписали соглашение о совместном строительстве гидроэнергетической станции Камбараты-1, где акции нового предприятия будут равномерно распределены (34% — Кыргызстан, и по 33% — Казахстан и Узбекистан) и обязателен выкуп всей вырабатываемой станцией электроэнергии, — сказал Байкадам Курамаев.

Также в рамках конференции было отмечено, что РФ нацелена на сохранение социально-экономической стабильности в своем приграничье и, соответственно, готова вкладывать политические и экономические ресурсы в улучшение водоснабжения в странах ЦА. Тогда как Запад заинтересован в использовании острой нехватки гидроресурсов в ЦА для создания рычагов давления на местные элиты, вплоть до их замены, провоцирования и создания очагов конфликтов на границах России и Китая.

США, ЕС, Япония и Южная Корея не имеют передового опыта технологий для решения водных проблем, более того их авторитет в этой сфере подорван многочисленными фактами хищнического подхода к гидроресурсам. В США не прекращаются скандалы с загрязнением огромных объемов воды в ходе добычи углеводородов методом гидроразрыва пласта. ЕС нерационально расходует воду за счет гиперпотребления на бытовые нужды населения и высокотехнологичного производства. Как пример, Япония продемонстрировала, что с наличием поддержки США и ЕС страна не готова учитывать интересы других государств при сбросах радиоактивной воды с АЭС Фукусимы в Тихий океан.

Секретарь Совета безопасности Кыргызстана Марат Иманкулов сказал, что загрязнение и истощение гидроресурсов становится одной из важнейших проблем, требующих принятия незамедлительных мер для сохранения воды не только в Кыргызстане и Центральноазиатском регионе, но и на глобальном уровне.

— Безопасность водных ресурсов связана с обеспечением не только продовольственной безопасности, на которую она влияет самым прямым
и непосредственным образом, но и энергетическую безопасность региона и другие отрасли экономики и, в целом, несет в себе значительные риски для национальной безопасности страны.

Полагаем, что для решения всех описанных проблем уже сейчас необходимо принимать неотложные меры, направленные на:
— обеспечение защиты ледников, подземных и грунтовых вод их развитию и рациональному использованию;
— восстановление системы Государственного водного кадастра и ее адаптации к современным вызовам и настоящим реалиям;
— цифровизацию водохозяйственной инфраструктуры, чтобы усовершенствовать механизмы учета водных ресурсов КР, в том числе для своевременного мониторинга и прогнозирования использования воды;
— продолжение инициирования разработки и принятия многостороннего регионального документа по водным отношениям между странами ЦА на основе равного партнерства, добрососедства и рационального распределения водных ресурсов региона на взаимовыгодной основе;
— внедрение по всей территории республики системы бассейновых советов, разработка и утверждение бассейновых планов, а также строительство бассейнов суточного и декадного регулирования для сбора талой воды, что в свою очередь позволит более рационально регулировать отпуск водных ресурсов;
— переход на водо- и энергосберегающие технологии, путем привлечения в данные сектора экономики как можно больше инвесторов, как отечественных, так и зарубежных;
— активное внедрение технологий капельного орошения, при котором вода подается непосредственно в прикорневую систему растений;
— повсеместную практику установления датчиков движения для кранов, которые позволят воде течь только в случае необходимости — это позволит уменьшить потребление воды на 30-40%;
— повышение эффективности работы всех водохозяйственных сооружений, а также реконструкция, восстановление, модернизация и запуск в работу оросительных, дренажных систем (ирригационных систем) и водозаборных скважин по всей республике;
— развитие международного научно-практического сотрудничества между странами Центральноазиатского региона и другими странами для внедрения современных знаний и технологий во всех видах деятельности, связанных с использованием вод для сокращения антропогенной нагрузки на водные ресурсы.

Эти и многие другие своевременные решения в сфере использования водных ресурсов помогут нам сохранить их для наших потомков, — заключил Марат Иманкулов.

https://snob.kg/rakurs/pro-nashe-zhitie/item/7296-v-stolitse-kyrgyzstana-oboznachili-osnovnye-problemy-vodnykh-resursov-tsentralnoj-azii

 

Прочитано 61 раз Последнее изменение Пятница, 03 Май 2024 16:43
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

СВР

 

Служба водных водных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики

График

Рабочие дни:

Понедельник - Пятница с 9:00 - 18:00 

Выходные дни:

Суббота, Воскресенье

Контакты

Адрес:

Кыргызстан, Бишкек, 720055

ул. Токтоналиева, 4 "А"

Телефон:

+996 312 54 90-95 (приемная)

Факс:  

+996 312 54 90-94

E-mail:

svr@water.gov.kg

 

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…